Белогорск

Историческая справка

Долина реки Биюк-Карасу была обжита людьми уже 100-150 тысяч лет тому назад. В V в. до н.э. античные греки создавали свои колонии в Причерноморье. Возможно, тогда в долине Карасу появилось селение Партакра, которое переросло в крепость Маврон-Кастрон. К III в. до н.э. эта крепость переходит в руки скифов. В течение пяти столетий скифы владели этими землями. За это время их укрепление дважды разрушалось в войнах и восстанавливалось. Это связано с борьбой Боспорского царства и Херсонеса между собой. Окончательно государство скифов пало в середине III в. н.э. под ударами готов и уже не возрождалось. Но готы не задержались здесь надолго. В 375 году их вытеснили гунны. Племена гуннов осели на берегах Карасу надолго, однако их хозяйство было в основном животноводческим. В IV столетии вдоль дороги на перевал Каллистон формируются селения с христианским населением. Жили христиане и в древнем Белогорске.

Первое известное истории упоминание слова «Карасубазар» относится к XIII веку. В это время Крым становится улусом Золотой орды, а Карасубазар – важным торговым центром. Имя реки Биюк-Карасу, протекающей через город Белогорск, переводится так: "биюк - большая", "кара - чёрная", "су - вода". Обычно считается, что название Карасубазар переводится как "рынок на Чёрной реке". Важность города как торгового центра, возможно, стала причиной переноса Ширин-беем своей резиденции из Старого Крыма в Карасубазар. Ширины был самым могущественным родом в Крыму, и вел свое происхождение от потомков Чингиз-хана. Род крымских ханов Гиреев своих дочерей выдавал замуж за Ширин-беев.

В Крымском ханстве Карасубазар стал экономическим центром полуострова и достиг своего расцвета. Сюда стекались многочисленные торговые караваны, свозившие товар со всего света. Через Карасубазар проходила дорога Великого шелкового пути. Центром торговли в городе были «ханы» - караван-сараи. Караван-сараев было к XVII веку восемь. До нашего времени в Белогорске сохранился фрагмент стены караван-сарая - Таш-хана. Здесь же был рынок, где продавались невольники, захваченные во время военных походов.

По сведениям Эвлия Челеби, в городе было 28 мечетей, 4 обители дервишей, 5 медресе, 8 мектебе, 8 гостиниц для купцов, 7 гостиниц для ремесленников, 4 бани, 1140 лавок, 10 кофеен, 40 бузахане, 8 деревянных мостов и 100 водяных мельниц. Особенно выделялась своей красотой ханская мечеть «Хан-Джами». Были две бани «Биюк Хамам» и «Кучук Хамам». Они служили своеобразным местом общения жителей города.

Война России с Турцией закончилась тем, что 1 ноября 1772 года крымский хан Сагиб Гирей подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. 1794-1795 годы. В Карасубазаре проведена перепись населения, в результате которой выяснилось, что мещан (горожан) - греков - 48 человек, армян - 37, россиян - 11, католиков - 3, татар - 826 мужчин, 246 (216) женщин.

В 1802 в городе насчитывалось более 3 тысяч жителей, было 17 мечетей и 3 мектебе. В 1838 году в городе насчитывалось уже 17 маалле: Кара Халиль, Аджи-Осман, Буюк Джами, Аджем маалле, Хан Джами, Ени Джами, Чертерли, Али Эфенди, Эльдрым, Шамурат, Кара Чора, Бахче Ичи, Тахта Джами, Шан Гирей, Аджибей, Аджи-Арслан, Улу Хани. Соответственно, 17 мечетей. Кстати, за вакуфами приходских мечетей числились дома, постоялые дворы, лавки, пекарни, фруктовые сады, сенокосные и луговые земли.

Население уменьшалось и составляло по переписи 1910 года 17 122 человека. Имелось 24 храма: 15 мусульманских, 5 иудейских, 2 православных, 1 католический, 1 армяно-григорианский. Действовало 24 школы с 1229 учениками, был один банк и 18 постоялых дворов. Было два врача, два фельдшера и сорок повивальных бабок, 102 дворянина и 163 служителя церкви. Ремеслом занимались 598 человек, торговлей – 1071 человек.

С 1 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г. город находился под оккупацией германских войск. В 1944 г. из Карасубазара были депортированы крымские татары, греки, армяне, болгары. С 14 декабря 1944 года стал носить название Белогорск.

К началу XXI века в городе проживает около 20 тысяч человек, в основном русские, украинцы и крымские татары (последние составляют 33% жителей города).

 

Последнее обновление: 21 февраля 2015, 14:54